Этому единоборству он
посвятил значительную часть своей жизни.
Поэтому будем считать это
интервью предисловием к его будущей автобиографии.
Юрий Антонович перепробовал
разные виды восточных единоборств: дзюдо, карате, ушу, тхэквондо. Но когда
увидел айкидо, понял, что это то, что ему больше всего подходит.
В этом году исполняется 20
лет сахалинской федерации айкидо, которую возглавляет Юрий Антонович.
Он продолжает направление,
которое развивают прямые ученики создателя айкидо Морихэя Уэсиба.
- Как началось ваше
увлечение единоборствами?
- После армии во время
обучения в Хабаровском техникуме товарищ пригласил меня на занятия кунг-фу.
Тогда нам казалось, что все здорово. Сегодня осознаю, что наш тренер в этом
ничего не понимал. Тем не менее, это стало точкой отсчета для занятий разными
видами единоборств. Среди моих учителей были легендарный сахалинский тренер по
дзюдо Вячеслав Хорхордин, чемпион мира по тхэквондо Пе Нын Ман, а также Мин
Николай Иванович. Практикуя тхэквондо, я стал чемпионом Дальнего Востока по
Кьек па (разбиванию твердых предметов). Вырастил нескольких чемпионов
Сахалинской области и призеров Дальнего Востока по тхэквондо. Выступал на чемпионате
России по ушу.
- У вас все складывалось
удачно. Чем же вас так привлекло айкидо?
- Плавностью движений и
эффективностью.
- Недаром некоторые этот
вид называют "балетом".
- С таким определением
можно согласиться в том смысле, что красотой и пластикой, которая отражает
стремление к гармонии - центральный принцип айкидо, это боевое искусство
напоминает балетный танец и развивает гибкость и выносливость. Броски
выполняются в расслабленном состоянии тела или, как говорят, дыхательной силой.
Но подобную технику нужно очень долго осваивать.
- Насколько я понимаю,
айкидо по своей философии сильно отличается от других единоборств?
- Прежде всего,
отсутствием соревнований. Основатель айкидо Морихэй Уэсиба говорил, что незачем
тратить время и энергию, чтобы показать, что ты самый могучий, потому что
всегда найдется тот, кто сильнее. Важнее шлифовать в себе хорошие человеческие
качества.
Хотя многие воспринимают
айкидо как систему самообороны ввиду ее зрелищности и эффективности, но на
самом деле это боевое искусство старается не нанести противнику травмы, а
провести его силовое удержание, которое демонстрирует бессмысленность агрессии,
потому что буквально физически дает почувствовать, что могут быть приняты более
жесткие меры. Мастер айкидо использует силу противника против него самого, сам
же остается в духовном равновесии. Подобно водовороту или смерчу айкидока
закручивает противника, и проводит бросок. Для этого нужно знать законы физики,
биомеханики. Кроме того в айкидо много болевых приемов на суставы. Этот вид
несет очень глубокую философию и принципиально отличается от стратегии карате -
убить одним ударом, а также дзюдо, которое учит, что для того чтобы одержать
верх, сначала нужно поддаться, а потом бросить.
К сожалению, очень многие
молодые люди, которые приходят записываться на этот вид спорта, осознав, что на
овладение подобной техникой нужно отдать долгие годы, уходят. Если воспринимать
жизнь, как постоянный процесс самосовершенствования, то временной фактор
перестает играть значительную роль. У каждого человека собственная скорость на
этом пути. Но есть люди, которые готовы потратить свою жизнь для личностного
роста.
- В этом году Сахалинская
федерация айкидо отмечает свой 20-летний юбилей. Чего удалось добиться за эти
годы?
- Сахалинское айкидо стало
катализатором развития этого единоборства на российском Дальнем Востоке. Мне
удалось установить контакт с мастерами в Японии и затем вывести их на
сотрудничество с другими российскими регионами. За это время через занятия в
нашем клубе прошло большое количество людей. Некоторые получили право ношения
"черных поясов". Ежегодно мы бываем в штаб-квартире айкидо в Токио,
где нас хорошо знают и уважают.
В Японии каждая спортивная
федерация - это семья, где каждый член имеет свои обязанности и стремится
выполнить их хорошо потому, что от его вклада зависит общее дело. Тренировками
общение не ограничивается. После них люди делятся впечатлениями, проводят
чаепитие. Это очень важно.
- Какие стереотипы об
айкидо вы можете развенчать?
- Иногда молодежь
высказывает мнение, что айкидо занимаются трусы. Моя точка зрения иная. Айкидо
привлекает людей, которые стоят на ступеньку выше в духовном развитии. Нельзя
узко мыслить и воспринимать единоборство только как самооборону. Тем более
сложно что-либо противопоставить огнестрельному оружию.
Много лет культивируя
айкидо, я никогда не ставил себе целью научиться самому и обучить других
приемам защиты. Главное - это воспитание гармонично развитой личности во всех
своих проявлениях: в семье, на работе, в природе. Неслучайно айкидо придает
особое значение тренировкам сознания и развития духа. С человеком, обладающим
подобными качествами, никакая беда случиться не может. Поэтому и необходимость
применять боевые навыки отпадет сама собой. Недаром на востоке считается, что
самая почетная победа, когда цель достигнута без войны.
В наше время, когда часто
на первый план ставятся материальные блага, а не нравственные ценности,
обществу особенно нужны люди, призвание которых в широком смысле слова
приходить на помощь, лечить, учить и т.д. Юрий Мисайлов по своей основной
специальности спасатель поисково-спасательного отряда МЧС имени В.А. Полякова.
За спасение человека он был награжден медалью "За спасение
погибавших". Как мне кажется, трудно однозначно сказать, что для него профессия,
а что увлечение. Наверное, вся его жизнь - это айкидо. То есть гармония.
-Что вам дали занятия
айкидо?
- Большее спокойствие.
Даже в неординарной ситуации могу действовать рассудительно. Если раньше я бы
просто взорвался, то со временем научился ставить себя на место другого
человека, чтобы понять мотивы его поступков. Благодаря айкидо при выполнении
поисково-спасательных работ помог спастись человеку и выжил сам.
- Как преодолеть такую
экстремальную ситуацию?
- Главное всегда
оставаться человеком, что само по себе очень непросто, поэтому нужно постоянно
заниматься самовоспитанием.
Работа спасателя требует
медицинской, технической физической подготовки, знания топографии, умения
думать и т.д. Поэтому когда у нас нет срочных выездов, мы все время посвящаем
обучению. Это интересная и живая работа, которая требует жертвовать собой для
блага других. Иногда приходится не спать и не есть, забираться в сопки, леса,
болота, десантироваться с вертолета.
Айкидо немыслимо без
духовных практик. Как-то в моей жизни произошел необыкновенный случай. Порвав
ахиллово сухожилие, я оказался в больнице. После того, как путем размышлений
пришел к выводу, что причиной стал плохой поступок, на меня нашло раскаяние,
переживал до слез. Вдруг я почувствовал, что откуда-то свыше пошел поток
духовного озарения и любви, ощущения трудно описать. Через три дня на перевязке
врачи не нашли даже следа от моей серьезной травмы. Разве это не чудо?!
- Мастера восточных
единоборств уделяют много внимания различным видам искусства: сочиняют стихи,
пишут картины, проводят чайные церемонии. По их мнению, без этого невозможно
стать полноценной личностью.
- 4 года обучался в
Японском центре в Южно-Сахалинске. Могу говорить и писать на японском языке.
Увлекаюсь каллиграфией. Кроме айкидо преподаю иайдо - это искусство владения
мечом. В феврале этого года сдал в Японии экзамен на второй Дан. Мой учитель
Иноуэ сэнсэй является также и большим мастером каллиграфии и помогает мне
совершенствоваться в обеих дисциплинах. Для того чтобы лучше понимать своих
сэнсэев и разбираться в менталитете и культуре японцев, стараюсь изучать эту
страну в ее различных проявлениях. Находясь в стране Восходящего солнца,
придерживаюсь местного этикета. Наверное, поэтому в Японии знакомые считают
меня не европейским туристом, а принимают, как своего. Один из японских
мастеров айкидо, очень хорошо знающих нашу культуру и язык, сказал мне, что
наверно я в прошлой жизни был японцем. Возможно, это и так, потому что там я
чувствую себя как дома.
На мой взгляд, философия
айкидо может быть взята на вооружение в разрешении любых конфликтов, как на
межличностном, так и межгосударственном уровне, потому что ее цель - достижение
гармоничных отношений, где противник рассматривается не в качестве врага,
которого нужно уничтожить, а как полноправный партнер в процессе обретения
общей гармонии. Недаром Морихэй Уэсиба учил, что любое боевое искусство может
быть только тогда подлинно ценным и непобедимым, когда оно проникнуто
божественным духом оберегающей любви и ответственности перед всеми живыми существами.